📚 Самые интересные современные книги для чтения
~ Время свинга
Зэди Смит
«Время свинга» Зэди Смит – современная классика. Две девочки вместе занимались танцами, но потом обе вошли во взрослую жизнь, и их дружба распалась. Одна из них ушла в мир шоу-бизнеса и стала ассистенткой всемирно известной певицы Эйми. Вместе с группой певицы героиня отправится путешествовать по всему миру и узнает, как живут звёзды. Участвуя в благотворительной кампании в Африке вместе с Эйми, она вернётся к своим корням. Но это возвращение грозит опасностью: вся жизнь может перевернуться в одно мгновение. Делает ли происхождение человека от рождения ущербным, уменьшая его шансы на личное счастье?
~ Медвежий угол
Фредрик Бакман
Бьорнстад – Медвежий угол – крошечный городок на таёжном севере Швеции, дальше только лес и замёрзшее почти три четверти года озеро. В городке есть загибающаяся фабрика, магазин, школа и хоккейный стадион, на котором тренируется юниорская команда – главная достопримечательность, гордость и смысл существования городка: однажды ей досталось аж второе место на чемпионате страны. Кевин – восходящая звезда хоккея, Мая – дочь спортивного директора. На вечеринке после победы в четвертьфинале происходит непоправимое… и Бьорнстад ополчается против жертвы, отнявшей у города будущее. Успеет ли Бьорнстад прийти в себя до того, как станет слишком поздно? Обретёт ли новое будущее? После добрых трагикомических книг про Уве, бабушку и Бритт-Мари Фредрик Бакман пишет острую социальную драму. Здесь и размышления об ответственности за тех, кого мы воспитали, и вопрос, что важнее – судьба города или человека, и капкан дружбы. Впрочем, фирменный бакманский юмор, к которому мы привыкли, тоже там будет, но немного другой – более зрелый и с горчинкой.
~ Тобол. Много званых (том 1)
История покорения Сибири как детектив
Если хочется не выдуманных судеб, а большого романа на реальных исторических событиях, безусловный фаворит здесь Алексей Иванов с первой частью романа «Тобол». Писатель, известный как главный пиарщик Урала, решил рассказать про богатую историю других российских регионов. «Тобол. Много званых» – реальные сюжеты об освоении Сибири, битва раскольников и посланников Петра Первого, настоящая крепость сибирского характера и несгибаемость природы. Здесь вам и политический детектив, и исторический роман, и даже немножко фэнтези. «Тобол» – этакая отечественная «Игра престолов», только основанная на реальных событиях.
~ Министерство наивысшего счастья
Арундати Рой
Перерыв между первым и вторым романом в 20 лет – редкое явление. Вдвойне редкое, когда и спустя такое долгое время (сменились читательские поколения и предпочтения) вашу вторую книгу напряжённо ждут. Индийская писательница Арундати Рой доказала, что это возможно. Её первая книга «Бог мелочей», после которой Рой буквально проснулась знаменитой, вышла в 1997 году. Осенью 2018-го, после долгих анонсов и редакторской шлифовки, новый роман «Министерство наивысшего счастья» вышел на русском языке.
Лучше всякой аннотации и краткого пересказа сюжета на книгу работают слова самой писательницы: «Если у первого произведения сердце было разбито, то у этого оно разбито вдребезги». Место действия романа – кладбище Дели, где находят покой не только усопшие, но и приют – вполне живые. Здесь живут самые разные люди, от бедных художников до нищих беженцев, и у каждого своя история. Это книга о людях, которые ищут счастья в мире, полном войн и насилия.
~ Свои-чужие
Энн Пэтчетт
Энн Пэтчетт, как её старшие подруги Энн Тайлер и Фэнни Флэгг, делает из обычных семейных историй шедевры психологической прозы. Но роман «Свои-чужие» выделяется на фоне остальных, очень хороших книг писательницы. Он самый настоящий. Для Пэтчетт «Свои-чужие» стал чем-то вроде психотерапии, в него она вложила все чувства и душу. Рассказ о том, как из-за одной случайной встречи на крестинах были разрушены две семьи и шестеро детей стали в обеих одновременно «своими-чужими» – история самой Пэтчетт. В мире каждый день кто-нибудь женится и разводится, истории любви прекрасны даже спустя много лет в пересказе на семейных вечеринках («Он пришёл с бутылкой джина на чужие крестины – и встретил её»). Но вот что происходит дальше? Об этом и рассказывает Пэтчетт с тихой и неосуждающей позиции наблюдателя.
~ Дети мои
Гузель Яхина
Гузель Яхина в романе «Дети мои» рассказывает о поволжских немцах, об их трагических судьбах, жизненном укладе и причудливом фольклоре. А ещё о том, как всё это было разрушено депортацией 1941 года. Действие книги разворачивается в 1920–1930-е в Поволжье, главный герой – учитель немецкого и немец Якоб Бах, который обретает настоящее величие через любовь к детям. После смерти жены он растит свою единственную дочь Анче и приблудного киргиза-приёмыша Ваську на уединённом хуторе. Автор описывает почти идиллический сказочный замкнутый мир. Неожиданно детей отбирают у главного героя, и им без него... оказывается лучше. Несмотря на всю любовь.
~ Осень
Али Смит
«Осень» Али Смит вошла в шорт-лист «Букера». Это роман о жизни в Великобритании после Брексита, об осени королевства и о том, какие изменения происходят в людях после недавних общественных событий. Политическую тему писательница соединила с сюжетом о любви Дэниэла и Элизабет, которые познакомились, когда ей было 11, а ему – 80 лет. Книгу уже назвали первым великим романом эры пост-Брексит о сломе времён и неясном будущем Британии. Она входит в амбициозный «сезонный» проект Али Смит – помимо «Осени», уже вышли «Зима» и «Весна».
~ Наполеонов обоз. Книга 1. Рябиновый клин
Дина Рубина
Дина Рубина написала эпическую трилогию «Наполеонов обоз», название которой отсылает к легенде об обозе с сокровищами, которые Наполеон в 1812 году пытался вывезти из России, но по дороге ценности исчезли. Однако действие разворачивается не в XIX веке, а в наши дни с флешбэками в 1960-е и 1970-е годы.
Роман задуман как история современных Орфея и Эвридики, живущих в маленьком железнодорожном посёлке, только разлучённых жизнью. Первая книга серии – «Рябиновый клин». Она рассказывает о зарождении чувства. Мы читаем о буднях редактора современной российской прозы, зрелой женщины, ныне работающей на крупное издательство, а также о временах, когда она была ещё девчонкой и в неё влюбился мальчик, играющий на рожке и хранящий таинственный ключ, связанный с пропавшими сокровищами Наполеона.
~ Как-то лошадь входит в бар
Давид Гроссман
Фраза «Как-то лошадь входит в бар» – начало множества бородатых анекдотов. Книга под тем же названием и сама похожа на анекдот: вроде бы мучительно смешная, но смеяться не тянет. Главные темы Гроссмана – Эрец-Исраэль, холокост, но ещё и поиск себя, одиночество, утраченное детство. До шуток ли тут?
~ Смерть сердца
Элизабет Боуэн
Проза Элизабет Боуэн, у нас практически неизвестная, перекидывает мостик между Вирджинией Вулф и Айрис Мёрдок и уже давно является классикой британской литературы. В романе «Смерть сердца» шестнадцатилетняя Порция после смерти родителей вынуждена переехать в Лондон, к семье сводного брата. Её ждут знакомства с новыми людьми, самокопание и, конечно, первая любовь, неуклюжая и болезненная. Нежный, но в то же время острый роман о неминуемом взрослении и о том, как людям приходится обрастать уродливой бронёй, чтобы лучше уживаться среди опасностей и неудобств мира.